Сельское хозяйство
Cистема мониторинга «АвтоГРАФ» в сельском хозяйстве применяется давно и на практике доказала свою эффективность.Система позволяет вести контроль многих важных элементов деятельности сельхозпредприятий.
На схеме обозначен путь трактора и отчетливо видно, что часть поля осталась без обработки. Такие "хвосты" сильно снижают эффективность бизнеса, а появляются они вследствие использования карт, которым по 20-30 лет и на которых не учтен новый ландшафт.
Таким образом появляются потери:
1. Из-за несуществующих гектаров земли, когда выделенные средства, ГСМ, семена и удобрения расходуются бесполезно или "налево".
2.Из-за неучтенных гектаров земли, когда фактический расход выше нормы, что снижает урожайность.
Выходом из данной ситуации может стать межевание, но это дорогая и не быстрая процедура. Другой путь - это получение новых карт при помощи системы "АвтоГРАФ". На машину агронома или иного сотрудника устанавливается бортовой контроллер. Далее производится объезд полей по периметру с фиксацией времени въезда на поле и выезда с него.
На этой схеме виден результат объезда полей. Ранее расчет засева происходил на площадь 3 000 Га. После картирования новая площадь составила 2688,6 Га.
- Возможность отслеживать места и объемы заправки, контроль выдачи и получения топлива в емкость.
- Круговой учет.
- Учет выдачи топлива с привязкой к карте водителя.
- Сравнение выданных обьемов с ДУТ.
- Контроль открытия крышки цистерны .
- Точный обьем емкости на экране АГ-Инфо, установленного в кабине водителя.
- Видеонаблюдение по ФЗ №16 от 09.02.2007 г.
- Возможность сравнить данные о заправке, которые попадают в программу, с показаниями счетчика ППО.
Круговой учет ГСМ позволяет на каждом этапе вести точный учет и предотвращать хищения.
В системе мониторинга точный контроль расхода ГСМ осуществляется с помощью датчика уровня топлива (ДУТ), который устанавливается в топливном баке. Это позволяет диспетчеру видеть полную картину расхода ГСМ (места заправок и сливов, время изменения обьема топлива).
В случае резкого снижения уровня топлива, которое скорее всего говорит о том, что водитель его сливает, можно настроить смс-оповещения на телефоны всех ответственных лиц.
Акселерометр, встроенный в датчик уровня топлива, позволяет фильтровать ложные сливы топлива, которые появляются в программе при передвижении по неровной дороге или под углом.
На технике, у которой бак находится под двигателем или имеет сложную форму, мы можем установить проточный датчик расхода топлива (расходомер), который также в online-режиме позволяет вести точный учет ГСМ на вашей технике.
В дополнение к бортовому контроллеру «АвтоГРАФ» можно установить специальный комплект, позволяющий вести контроль уровня заполнения бункера комбайна и включения выгрузного шнека. Это обеспечивает эффективный контроль полноты загрузки и выгрузки сырья, предотвращает хищения.
Анализ данных позволяет определить такие параметры работ, как расход ГСМ на заполнение 1 бункера, пробег и убранную площадь на заполнение 1 бункера, количество бункеров за смену (период времени), примерные объемы выгрузки. В свою очередь, это позволит рассчитать урожайность на конкретном поле и сравнить с массой, поступившей на зерновой двор с этого поля, используя ПО «Весовая». А если на комбайны дополнительно установить считыватели карт, программа отобразит адресата выгрузки по эл. карте водителя, которая используется и при заправках топлива.
Примечание:
1 – трек (маршрут движения комбайна) и место заполнения (выгрузки) бункера.
2 – график уровня топлива.Мы видим, что в 9.20 произошла заправка 220 л.
3 – график текущего уровня зерна в бункере
4 –сработки сигнализатора заполнения бункера 100%
5 –включения выгрузного шнека.
В момент сработки сигнализатора уровня 100% - текущий уровень зерна разный, что зависит от влажности продукта по времени суток. Также видно, что с 10.10 до 13.00 уровень зерна в бункере примерно в 1/3 объема не менялся (комбайн стоял с заглушенным двигателем), а последняя выгрузка производилась из незаполненного бункера.
Для того чтобы отследить, насколько стабильна глубина обработки почвы у вашей техники, используется датчик глубины высева. Это устройство представляет собой ультразвуковой радар, устанавливается на прицепной агрегат и измеряет расстояние от платформы посевного комплекса до земли. Чем меньше это расстояние, тем больше глубина высева. Погрешность показаний датчика не превышает 1 см, на него не влияют погодные условия и неровности почвы.
Использование датчика позволяет своевременно выявить участки, обработанные с нарушениями технологии и предпринять необходимые действия по их устранению, а так же автоматически провести расчет обработанных площадей.
На правую и левую секцию прицепного агрегата крепятся 2 ультразвуковых датчика расстояния
Датчики настраиваются на замер нужных пределов заглубления агрегата, в зависимости от требований технологий обработки.
Датчик постоянно измеряет расстояние с высокой частотой во время движения техники, фиксируя множество расстояний в секунду. А затем, чтобы получить более усредненные значения, происходит математическая обработка данных.
В диспетчерском ПО отображаются все основные параметры работ – время, место, скорость движения, расход топлива, заглубление рабочего органа прицепного агрегата, его марка (№), ширина захвата.
- 1 - трек обработки выбранного поля, с цветовой индикацией глубины обработки: зеленый – хорошо, желтый – в пределах допустимого, черный – вне заданных пределов или культиватор в транспортном положении.
- 2 - А – график скорости, Б –заштрихован коридор допустимой глубины обработки, В – график заглубления(можно визуально отслеживать, попадает ли он в коридор Б). Броски вверх – подъемы агрегата при разворотах, Г – график расхода топлива
- 3 - текущие показатели скорости, топлива и глубины обработки.
- 4 - марка (№) прицепного агрегата, ширина обработки, которая будет применена при расчете обработанных площадей
Одновременно с этими измерениями система "АвтоГРАФ" отслеживает перемещения посевной техники. И уже на основании треков и данных датчика высева происходит формирование карты глубины высева.
Система фото- или видеофиксации служит для контроля этапов выполнения работ.
Фотофиксация происходит при помощи подключения к бортовому контроллеру фотокамеры, которая делает фотографии с заданным интервалом или по событию (сработка датчика, прибытие в геозону и т.п.) и передает их в программу диспетчеру.
Для видеофиксации на машину устанавливается специальный видеорегистратор, устойчивый к вибрации, попаданию пыли и влаги и перепадам температур. К нему можно подключить от 4-х до 8-ми камер. Такая система устанавливается, когда вы хотите детально проверить правильность работы спецтехники, разобрать случаи с поломками или ДТП.
Практика показывает, что реально площадь парка земель сельхозпроизводителей не совпадает с площадью, указанной в учетных документах. Это происходит по множеству причин – устаревшие карты, естественное или искусственное изменение рельефа, административное изменение статуса земель, ежегодные изменения под влиянием климатических и природных явлений – подтопления, эрозия почвы и многих других. Помимо этого, из оборота могут временно выпасть участки полей, которые не обработаны из-за переувлажненности (т.н. «лиманы»). В силу этого предприятия несут дополнительные расходы на проведение различных видов сельхозработ.
Актуальное картографирование геодезическими методами или с применением аэрофотосъемки весьма затратно и занимает значительное время. Другой путь - это получение новых актуальных карт полей при помощи системы "АвтоГРАФ". На машину агронома или иного сотрудника устанавливается бортовой контроллер. Далее производится объезд нужного поля по реальному периметру. По полученным данным в программе создается его «полигон», автоматически рассчитывается площадь, присваивается название, выбирается цвет и рисунок заливки, которыми можно выделять поля по засеянной культуре, химическому составу почвы, другим признакам. На рисунке приведен пример созданных «полигонов», где видно, что реальная площадь полей не везде совпадает с учетной.
На следующем рисунке отображена реальная работа трактора на поле. Видно, что имеются необработанные, по различным причинам, участки поля. Таким образом, общая учетная площадь парка земель может значимо различаться с фактически обработанной.
При правильных настройках, когда учтены тип и ширина рабочего органа, программа позволяет с достаточной точностью получить данные о фактически обработанной площади, площади «перекрытий» и «пропусков», расходе горючего (общего и в л/Га), внесении удобрений и химикатов, количестве заполненных бункеров комбайнов, заглублении рабочего органа и других, в зависимости от функционала оборудования, установленного на технике.
Аппаратно-программный комплекс «Весовая» позволяет вести онлайн контроль и учет перемещений товарно-материальных ценностей через весовую платформу (группу платформ) предприятия.
Данное решение предназначено для максимального исключения влияния «человеческого фактора» на полноту и точность учета ТМЦ.
В модуле ПО «Весовая», при взвешивании ТС, вес вносится автоматически, а нужные идентификаторы по текущей операции взвешивания выбираются и вносятся весовщиком. По результатам взвешиваний формируется весовой журнал, с возможностью отбора данных в отчет, за период времени (смену), по видам операций и любым другим имеющимся идентификаторам, в т.ч. с автоматическим расчетом веса «нетто».
Далее по полученным данным формируется весовой журнал, с автоматическим расчетом чистого веса предмета операции взвешивания. Бухгалтер (отв. лицо) может создавать отчеты по любым выбранным параметрам операций, с выгрузкой в нужный формат. Дополнительно рассчитываются приход/расход и остатки по складам на указанную дату:
Перспективы развития:
Возможно сопряжение данных отчетов с внешними программами – 1С и другими.
Фото или видеофиксация операции взвешивания по «событию», например, по прикладыванию карты водителя (ввод его идентификатора) или другим способом.
ПО "Весовая" дорабатывается под интересы заказчика. Сейчас в режиме тестирования – распечатка товарно-транспортных накладных по записи взвешивания в журнале весовщика.
Система спутникового мониторинга «АвтоГРАФ» активно используется в сельском хозяйстве. Областями ее применения являются работа с картами, расчеты площадей и другие, требующие высокой точности местоопределения.
Исходя из соответствующего ГОСТа (для бытовых приборов), применяемых компонентов и, соответственно, невысокой стоимости оборудования, погрешность определения местоположения объекта может составлять до 50 см, в зависимости от условий могут возникать отклонения до + (-) 2 м., что бывает недостаточно при производстве ряда работ.
Совместное использование системы мониторинга АвтоГРАФ и Trimble в качестве внешнего приемника позволяет повысит точность от 2 см. В ООО «СМ» давно отработана и эффективно используется эта функция. При этом значимо повышается также точность расчетов площадей в диспетчерской программе «АвтоГРАФ».
Так как работа обеих систем при этом согласуется по месту и времени, исчезают разночтения по учету обработанных площадей между механизаторами, которые пользуются показаниями системы Trimble и диспетчерской службой предприятия, использующей ПО «АвтоГРАФ».
Трек со штатной антенной АвтоГРАФ
Трек с антенной Тримбл
Мы можем подключиться к CAN-шине автомобиля для того, чтобы снять показания с различных датчиков. Это дает возможность узнать обороты двигателя, температуру охлаждающей жидкости, давление масла, уровень топлива в баке по штатному датчику и многие другие параметры.